Хвала Хрысту!

І, сапраўды, слава Богу! Ужо доўгі час мяне мучае сумленне па прычыне таго, што сайт не абнаўляецца. А не абнаўлеяцца ён як мінімум па двух прычынах: 1) мая асабістая бытавая суматоха ў сувязі з рамонтамі; 2) брак натхнення пісаць recourse . Ну а слава Богу за тое, што гэта "зацішша" на сайце пабудзіла мяне пашукаць гатовыя тэксты Божых сяброў (мудрых людзей) для тых, хто наведвае сайт і хто прагне нечага жывога. Сёння з вялікай радасцю прапаноўваю пачытаць пра адну з самых важных тэмаў у духоўным жыцці святога Ігнацыя Лаёлы (мой любімчык bully ). Гэта тэма крыху раскрываецца на Школе Хрысціянскага Жыцця і Евангелізацыі, але не настолькі глыбока, як у дадзеным артыкуле. Таму ўсім раю не ляніцца і акунуцца ў яе. Аллелюя!


а. Аляксандр
РАСПОЗНАВАНИЕ ДУХОВ


В иезуитском Доме реколлекций в Чеховицах-Джеджицах находится картина, которая, в соответствии со средневековыми традициями живописного искусства, очень хорошо раскрывает тему распознавания духов.

На картине изображена игра в шахматы. С левой стороны стола сидит мужчина в красной одежде, уверенный в себе, с ироничной усмешкой глядящий на шахматную доску. Он играет черными фигурами, которые представляют собой маленьких отвратительных чудовищ. Рядом с мужчиной художник изобразил льва, который опирается лапами на человеческие черепа. Глядя на него, невольно вспоминаешь слова св. Петра: "Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр 5,8).

С правой стороны сидит молодой человек в скромной одежде, с сумкой на боку, похожий на странника, очень сосредоточенный и даже взволнованный. Он играет белыми фигурами, которые сделаны в виде ангелочков. Однако, на шахматной доске виден перевес черных чудовищ, которые окружили ангелочков. Большинство белых фигур находится у мужчины, играющего с левой стороны Чувствуется большое напряжение, которое еще ильнее подчеркивают черный паук, ползущий по направлению к молодому человеку, и ангел, издали наблюдающий за игрой. Хотя партия еще не закончена, с горы на шахматную доску падает луч света. Видимо, молодой человек с самого начала играл не очень осмотрительно, первые ходы делал слишком быстро, не обдумав их хорошенько и не просчитав на несколько шагов вперед, а может быть, он просто недооценил противника и поэтому оказался в трудной ситуации. Теперь он уже не может допустить даже малейшей ошибки и должен играть очень внимательно, взвешивая каждый свой шаг. Видимо, художник хотел показать нам то, что происходит в душе каждого человека, постоянную борьбу между добром и злом, духом и телом. Это картина-предостережение.

Распознавание духов — одна из важнейших тем "Духовных Упражнений", поскольку оно является основным средством искания и обретения Бога во всех событиях свой жизни Для проведения его существуют "Правила распознавания духов" св. Игнатия, содержащиеся в книжечке "Упражнений" (ДУ 313-327).



1. Необходимость распознавания духов



"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся" (Гал 5,16-17).

Наблюдая то, что происходит в нас, мы можем легко заметить, что подвластны множеству импульсов, порывов, стремлений и чувств. И чаще всего невозможно сразу определить, которые из них исходят "от плоти", а которые — "от духа". То, что на первый взгляд кажется хорошим, может оказаться иллюзией; и наоборот, то, что нам кажется явным злом, может быть на самом деле добром

Распознавание духов касается не только выбора между добром и злом, но и поиска среди множества различных "хороших" путей того единственного, наилучшего, который уготовил нам Бог Мы часто говорим: "То, что хорошо для одного, не обязательно должно быть так же хорошо и для другого". Каждый из нас неповторим, уникален для Бога, с каждым из нас Он работает индивидуально. Таким образом, распознавание духов служит не только для обнаружения в себе "дурных намерений" и отказа от них, но и для открытия "добрых" устремлений, дарованных именно нам, через которые действует в нас сам Бог О том же говорит и Слово Божие: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес 5,21-22). Св. Иоанн предостерегает нас: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин 4,1).

Духовная жизнь "основывается не на мысленном спекулировании, но на принятии решений" (Н. Котыла 5,1), на постоянном проявлении в нас человека духовного. И для начала надо научиться различать всю гамму чувств, наклонностей и желаний, которые возникают в нем помимо его воли — "хороших, чтобы их принимать, и дурных, чтобы их отбрасывать" (ДУ 313).

А вот как сам св. Игнатий в одном из писем обосновывает необходимость распознавания духов: "Часто случается так, что Господь воздействует на нашу душу, подталкивая и принуждая ее совершить какой-либо поступок. Он обращается к самым глубинам души, наполняя ее всю такой Божественной любовью, что мы уже не можем сопротивляться Божественному действию. (...) Но мы можем и ошибаться, поскольку, получив такое утешение, душа впадает в состояние радостного волнения Тогда враг приближается к душе под прикрытием этой радости, чтобы добавить что-нибудь от себя к тому, что дает нам Бог, Господь наш, и ввести нашу душу в замешательство. В другой раз он старается заставить нас забыть о действии Бога, открывая перед нами различные трудности и препятствия, только чтобы мы не сделали того, что нам было указано. В этом случае более, чем что-либо другое, необходима бдительность".



2. Трудности при распознавании духов



Современный человек из-за избытка информации и впечатлений, получаемых от телевидения и радио, обречен на жизнь внешнюю, оторванную от его внутреннего мира. Крикливая, "пестрая какафония аудиовизуальной информации" (А. Фрассар), которая захлестывает современную цивилизацию, заглушает тонкий, требующий тишины мир духовных переживаний. Человек не замечает и не распознает внутренних импульсов, которые им управляют, и поэтому находится в плену у самых примитивных из них (см. Гал 5,19-21).

Другой серьезной ошибкой может быть поверхностная и слишком субъективная оценка выявленных внутренних импульсов, не совсем верное определение их сути — к добру они ведут или ко злу. В таких ситуациях мы часто становимся жертвами собственного неведения или наивности, которые несомненно используются "врагом рода человеческого" (ДУ 334). Для того, чтобы определить, "добрым" ли является какое-то наше чувство или стремление, недостаточно опираться только на свои субъективные ощущения, необходимо глубокое размышление о плодах этого чувства или стремления, поскольку по плодам судят о дереве (см. Мф 7, 20 ).

Чем настойчивее и последовательнее человек ищет Бога и его волю, тем сильнее в нем "действие духов". Тогда проявляется в нем как самое лучшее, самое прекрасное, так и самое дурное. Тогда сильнее действует благодать Божья, потому что человек наиболее открыт на нее, тогда сильнее действует и сатана, который не желает уступает то, что уже — пусть и временно — принадлежало ему. "Когда человек хочет молиться, враг старается помешать ему: он видит, что ничего другого сделать не может, как только отвлечь от молитвы. И если в любом другом упражнении путем упорной тренировки достигается легкость исполнения, то в молитве — наоборот, до последнего дыхания идет борьба" (Авва Агатон).

Если во время реколлекций кто-то испытывает различные затруднения, то для св. Игнатия это является добрым знаком и свидетельством искреннего и жертвенного вовлечения человека в искание Бога и Его святейшей воли.



3. Действие злого духа



"Побуждениями злого духа" св. Игнатий называет все то, что приводит ко злу, также и тогда, когда зло скрывается под видом добра. К действиям "злого духа", во-первых, относятся наши похоти: неупорядоченные чувства, эмоции, порывы. Катехизис различает семь основных похотей человека, то есть семь главных грехов. Уже с самого рождения природа человека искажена вследствие первородного греха, и искажение это все более усиливается с каждой полученной от жизни раной. Кроме того, нас постоянно ранят свои и чужие грехи (ср. Рим 7, 18-24).

Сатана, враг Бога и человека, входит в эту изранен ную природу человека и использует ее в своих целях. Она является как бы "инструментом" сатаны, из которого он извлекает свои "мелодии". Всеми способами пытается убедить нас сатана, что без удовлетворения наших похотей не достичь нам покоя и счастья.

Практически невозможно, а, может быть, и не нужно отделить то, что идет от нашей израненной природы от того, что исходит от сатаны. Это всегда взаимосвязано. Но надо знать, что мы не совершили ни одного греха без его "поощрения" и что в будущем искуситель не упустит ни малейшей возможности, чтобы склонить нас ко злу.

При проявлении действия сатаны нам угрожает две опасности: с одной стороны, мы можем забыть о том, что отец лжи действует, или не серьезно отнестись к факту его действия (Ин 8,44), а с другой стороны, мы можем приписать ему силу, которой он не обладает. "Люди верят в дьявола либо слишком рьяно, либо слишком слабо" (К.С. Льюис). Приуменьшение либо просто отрицание действия дьявола опасно, поскольку успешнее всего он действует тогда, когда еще не обнаружен. Недаром же говорится, что самым большим его успехом является то, что многие не верят в его существование и действие. Опасно также приписывать ему силу, которой он не обладает. Св. Игнатий подчеркивает, что сатана действует всегда только "по какой-то причине" (ср. ДУ 330), а это значит, что, искушая, он может воспользоваться чем-то, что есть в нас: "какой-то причиной". Он не может входить в душу без посредника и возбуждать в ней соответствующие желания. Сатана не делает ничего плохого без нашего участия, без вовлечения нашей воли.

Приписывание сатане большей силы, чем есть у него на самом деле, может вызвать у человека сверхмерную боязнь и страх перед его существованием и его действием, а с другой стороны, может привести к снятию с себя всей ответственности за совершенное зло. Именно так поступила Ева в Эдемском Саду. Когда Бог спросил ее, зачем она сорвала запретный плод, Ева переложила всю вину на искусителя: "Змей обольстил меня, и я ела". Но ведь это была не единственная причина, по которой она сорвала запретный плод. Необходимо всегда помнить, что каждое искушение может привести нас и к поражению и к победе. Не искушение определяет наше поведение, но наша свободная воля.

Кто же это, кто, используя человеческую израненность, стремится погубить и душу и тело в геенне (Мф 10,28). Библия дает ему множество имен, которые описывают его сущность, способы и цели его действий: сатана (по евр. sathan — противник, Мф 12,26), дьявол (греч. dia-ballo — разделять, обвинять, очернять, Лк 4, 1), бес (дух зла, 1 Кор 10,21), лжец и отец всякой лжи (Ин 8,44), дракон (Откр 12,3), прельститель (Откр 20,10), искуситель (Мф 4,3), князь бесовский (Мф 9,34), антихрист (1 Ин2,18), Авадон (евр. губитель, Откр 9,11), Аполлион (Откр 9,11).

Сатана "втягивает души в свои коварные и лживые планы", пользуясь страхом человека перед смертью. Поэтому и св. Иоанн в Апокалипсисе говорит, что победят кровью Агнца те, кто "не возлюбили души своей даже до смерти" (Откр 12,11).

Обратим внимание на одно из имен, которое очень часто употребляется и которое очень важно для нас — дьявол, то есть тот, кто разделяет, обвиняет, очерняет. "Я — интеллект, который направлен сам на себя" — так говорит о себе сатана в книге А.Фроссарда. Поскольку злой дух сориентирован только на себя, он ненавидит все, что ориентируется на Кого-то Другого. Поэтому первая задача сатаны — оторвать человека от Бога, внести в его душу разлад, а в отношения между людьми — раздор. И для этого он очерняет все и вся и клевещет всеми возможными способами. Клевещет на Бога перед человеком (см. Быт 3,4-5), на человека перед Богом (Иов 1,6; Откр 12,10). Искушая, он сначала клевещет на Бога, стараясь убедить человека в том, что Бог лишает его свободы, а когда грех совершен — очерняет человека в его собственных глазах, убеждая его — как убедил Иуду, — что нет теперь для него милосердия и ему остается только умереть. Сатана очерняет также одного человека перед другим, разъединяя их и делая врагами.



4. Действие доброго духа



Несмотря на всю нашу израненность вследствие первородного греха и наших собственных грехов, мы больше всего стремимся к добру и только в нем можем обрести настоящее счастье. Ни один грех не может до конца истребить в нас "образ" Божий, дарованный нам "от начала". Эту мысль прекрасно выразил св. Августин в своей "Исповеди": "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе". А Томас Мертон говорит так: "Бог присутствует во мне, в самом акте моего бытия, в акте, который непосредственно вызван Его волей и является Его даром. Мое существование — это прямое участие в Бытии Господа Бога". Бог присутствует в каждом из нас, своей животворящей силой и любовью Он выводит нас из небытия в жизнь. "Мы им живем, и движемся, и существуем" (Деян 17,28).

Эта "естественная", вытекающая из акта творения, ориентация на Бога является благодатью, даром. Все наши добрые устремления, таким образом, — это не только наше дело, но и дело самого Бога: "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению"(Флп 2,13). Само наше стремление искать Творца является Его даром и "никто не может обрести Бога не будучи обретенным Им самим" (Т. Мертон).

Церковная традиция, на которую опирался св. Игнатий, верила, обращаясь к Святому Писанию, что Бог действует не только через это "естественное" добро, которое Он заложил в нас актом творения, но и через невидимый мир чистых духов — через ангелов; "они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр 1,14). Псалом 91 говорит, что человека, который уповает на Бога и пребывает под Его сенью, на всех дорогах охраняют ангелы и носят его на руках, чтобы не преткнулся о камень (Пс 91,1.11-12). Св. Августин так пишет о добрых духах: "Известно, как сильно меняются чувства и убеждения человека, и может он отпасть от добра, и посему назначены были ангелы, чтобы побуждать людей к добру и направлять их ко благу" Поэтому во время реколлекций мы должны молиться "добрым духам", и особенно Ангелу Хранителю, чтобы они побуждали и направляли нас к добру.

В своем действии Бог никем и ничем не ограничен. И если сатане для того, чтобы вовлечь нас в свои скрытые обманы и превратные замыслы (см. ДУ 332) необходима "причина", то есть то, что существует уже в нас, то Творец может действовать в своем творении "без какой-либо причины", то есть прямо. И этим, кроме всего прочего, отличается действие Бога от действия сатаны.

Действие Бога в человеке с помощью какой-либо причины либо без нее никоим образом не ограничивает свободу человека Бог может войти в душу и "произвести в ней побуждение, привлекая ее всецело к любви Его Божественного Величия" (ДУ 330), но не может сам, без участия человеческой воли сделать это побуждение плодотворным. Творец ожидает вовлечения человеческого сердца. В этом ожидании выражается Его "смирение". "Смирение" Бога следует из Его бесконечной любви к человеку. "Когда я молюсь, я обращаюсь к Кому-то покорнейшему мне. Если бы Бог не был покорным, я бы не решился назвать Его тем, кто любит бесконечно" (Ф. Вариллон).

Для нас не очень важно, как действует в нас Бог: "с помощью какой-либо причины" или "без причины". Важнее глубоко осознать, что Бог ничего не делает без нас,

без привлечения нашей свободной воли. Его мощь может оказаться "бессильной", если наше сердце закрыто, если мы холодны, ленивы и небрежны в Духовных Упражнениях (ДУ 322) Поэтому нам необходимо усиленно молиться как до начала реколлекций, так и во время них о великодушии и щедрости (ДУ 5), а также об отзывчивости сердца на все добрые устремления, порывы и желания, которые внушает нам Бог через то доброе, что есть в нас самих, через своих ангелов и через свое прямое действие на душу.



5. Распознавание духов исканием воли Божией



Эти два мира злых и добрых духов непрерывно воздействуют на нас. Таким образом, мы становимся местом "борьбы духов" или, пользуясь терминологией св. Павла — борьбы духа и плоти. "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти, они друг другу противятся" (Гал 5,16-17). С одной стороны человека искушает злой дух (плоть), с другой стороны, им руководит и вдохновляет его добрый дух (дух). Поскольку "теперь мы видим как бы через тусклое стекло" (1 Кор 13,12), то нам трудно

отличить искушение злого духа от внушения духа доброго. Злой дух не дает легко распознать себя, он, с одной стороны, подстраивается под ситуацию человека, а с другой стороны, принимает обличье ангела света (см. 2 Кор 11,14).

Целью распознавания духов является познание и исполнение в каждой ситуации, независимо от внутреннего состояния человека и внешних обстоятельств, воли Бога, которая объявляется ему через "действие доброго духа". При распознавании духов человек спрашивает самого себя, пользуясь также той помощью, которую предоставляет Церковь (духовным руководством, мнением общины, послушанием начальникам), какие из его многочисленных желаний, стремлений и порывов исходят действительно от Бога, а какие являются следствием исключительно человеческих вожделений или даже похотей, умело использованных искусителем.

Апостол Иоанн предостерегает: "Не всякому духу верьте, но испытывайте, от Бога ли они" (1 Ин 4,1), что означает: не доверяйте каждому вашему желанию, каждому внутреннему импульсу, порыву, но испытывайте, исходит ли оно от Бога или от человека или от сатаны.

Источником ложных желаний и порывов могут быть также люди — "лжепророки". Замечание св. Иоанна, что "много лжепророков появилось в мире" (1 Ин 4,1), справедливо и сегодня. "Вы искушаете друг друга, — говорит дьявол в книге А. Фроссарда, — множа вокруг себя изобилие благ, которые питают похоть, а неравный дележ которых вызывает у одних — неистовую жадность, у других — неистовую злобу. Похоже, мне нет нужды опутывать вас сетями, чтобы увести от Бога: вы сделали это сами".

Решающим критерием, служащим распознаванию действий духов, могут быть только плоды этого действия: "По плодам их узнаете их" (Мф 7, 20). Добрыми можно признать только те устремления или желания, которые не только кажутся добрыми в своем начале или даже во время осуществления их, но которые дают добрые плоды. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (...) Плод же духа: любовь, радость, мир, долготер пение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5,19-21,22-23).

Нам очень трудно правильно судить о плодах, которые мы получим в результате осуществления наших стремлений и желаний, и особенно трудно это тогда, когда наш духовный опыт невелик. В этом случае нам, с одной стороны, необходимы благоразумие, рассудительность, предусмотрительность, а прежде всего — горячая молитва о свете Духа Святого, и с другой стороны — помощь опытного духовного наставника, который не будет принимать за нас решения и делать выборы, но только поможет нам не упустить из виду ничего, что ожет оказаться важным для правильного распознания и принятия решения.

Если мы однажды или даже несколько раз распознали какой-то порыв как ведущий ко злу и отказались от него, это еще не значит, что мы покончили с этим раз и навсегда. В новой ситуации он может проявиться с новой силой и в новом "обличье", и потребуется снова ценить его и отказаться от него. То же самое происходит и со внутренними порывами, ведущими к добру, даже много-кратное их распознание и следование им не гарантирует нам безошибочности их распознавания в будущем.

Совершенно очевидно, что несмотря на все наши старания правильно распознать духи и принять верное решение, мы можем совершить ошибку: поддаться обману злого духа. Св. Игнатий призывает нас к тому, чтобы наши ошибки и заблуждения не приводили нас в отчаяние, а служили стимулом к более плодотворному распознаванию духов: "Когда мы раскроем врага человеческого рода и опознаем его по "змеиному его хвосту" и по дурной цели, к которой он нас приводит, то тогда полезно тому, кто был им искушаем, восстановить последовательность добрых мыслей (...) и как враг заставил нас отойти от сладости и духовного радования". "И этот опыт, воспринятый и усвоенный, да поможет нам впредь избегать обычных козней (врага)" (ДУ 334).

В постоянном "испытывании духов" огромную помощь могут оказать "Правила распознавания духов" св Игнатия, которые, как говорил сам автор "Упражнений", служат "для ощущения и распознавания различных движений, возбуждаемых в душе хороших, чтобы их принимать, и дурных, чтобы их отбрасывать" (ДУ 313).