о. Том Форест, "ОБ УЧЕНИЧЕСТВЕ"
- СЛОВА
- 4550
Иисус говорит нам идти и приобретать учеников. Являюсь ли я учеником Христа? Можно ли меня считать истинным учеником Иисуса Христа? Не спешите с ответом. Этот вопрос чрезвычайно сложный. Вы не сможете ответить на этот вопрос, пока не поймете, что значит быть учеником. Вот первый момент, который вы должны усвоить. Есть большая разница между ученичеством и тем, чтобы просто следовать за Иисусом, следовать за Ним потому, что Он бесплатно раздает хлеб...
Иисус говорит нам идти и приобретать учеников. Являюсь ли я учеником Христа? Можно ли меня считать истинным учеником Иисуса Христа? Не спешите с ответом. Этот вопрос чрезвычайно сложный. Вы не сможете ответить на этот вопрос, пока не поймете, что значит быть учеником. Вот первый момент, который вы должны усвоить. Есть большая разница между ученичеством и тем, чтобы просто следовать за Иисусом, следовать за Ним потому, что Он бесплатно раздает хлеб. Сам Иисус указывает на это разницу и говорит: «Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное». Он также говорил: «Вы ищете Меня не потому, что поняли Мои слова, но потому, что получили бесплатно хлеб». Следовать за Иисусом в надежде на благословение недостаточно для того, чтобы стать истинным учеником. Я приведу несколько примеров того, как отличается пребывание в толпе, получающей хлеб, и превращением в настоящего ученика.
Вспомните, как Иисус, будучи в пустынном месте, взял две рыбки и немного хлеба и обратил их в достаточное количество еды, чтобы накормить пять тысяч человек. Люди были поражены, когда увидели это. Иисус посчитал это время подходящим, чтобы предложить что-то, во что сложно поверить. И Он сказал: «Истинно, истинно Я говорю вам, если не будете позволю есть Мою Плоть и пить Мою Кровь, не войдете в жизнь вечную». Есть Плоть и пить Кровь – в это сложно поверить. И что же случилось с огромной толпой? Люди сказали: «Это тяжелые слова! Кто может воспринять это серьезно? До свидания, Иисус!». И толпа рассеялась. И тогда Иисус обратился к истинным ученикам и спросил у апостолов: «И вы хотите отойти от Меня?». И тогда встал ученик по имени Петр и сказал: «Господи, к кому же нам идти? У Тебя глаголы вечной жизни». Теперь вы видите разницу между толпой и истинными учениками.
Давайте вспомним, как Иисус въехал на осле в Иерусалим. Для толпы это было праздником, люди танцевали на улицах и восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф 21,9). Это было в воскресенье. На той же неделе, в пятницу та же толпа в том же городе кричит: «Да будет распят! …Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27,23–26). Вы видите, как изменчива толпа. И поэтому недостаточно просто находиться в толпе. Каждый из нас должен стать истинным учеником. Есть несколько моментов, которые выражают разницу между толпой и учениками. Толпа говорит: «Иисус спасет меня, следуя моему плану. Я скажу тебе, что я хочу, чтобы Ты сделал для меня». Ученики говорят нечто лучшее: «Иисус, веди меня по Твоему плану». Толпа дает Иисусу свой план, а ученики принимают план Христа. У толпы есть хорошее имя для Иисуса. Люди называют Его Спасителем и просят: «Спаси меня от того! Спаси меня от этого! Сделай для меня то! Сделай для меня это!». У ученика есть для Иисуса еще лучшее имя: он называет Его Господом и задается вопросом: «Что Ты хочешь от меня? Что ты хочешь, чтобы я делал? Я сделаю все, что Ты скажешь. Я пойду туда, куда ты меня поведешь». И толпа, и ученики жаждут Царствия Небесного. Но толпа требует: «Дай мне мое царство, здесь и сейчас». А ученик говорит: «Да будет Царствие Твое». А теперь вас ожидает большой сюрприз. С толпой у Иисуса ничего не вышло. Когда все было кончено, когда Христос умер на Кресте, настоящие ученики собрались в горнице. Иисус собирал пять тысячи человек, четыре тысячи человек, улицы Иерусалима были заполнены людьми, но теперь в горнице собрались истинные ученики. Их было всего 120 – очень немного. А где же толпа? Она рассеялась. Но у Иисуса Христа был наибольший успех, о котором только знает мир – перед тем, как Он закончил свою миссию на земле, Он приобрел 120 истинных учеников. А что это означает? И здесь я приведу первое определение истинного ученика. Перед тем, как Иисус умер на Кресте и вознесся на небо, Он «умножил» Себя в 120 раз. Это определение ученика. Ученик – это отражение, это образ своего Учителя. Ученик – это приумноженный учитель. Мы должны стать такими – копией Учителя. Я не знаю, сколько раз мать Тереза говорила это своим сестрам: «Сестры! Каждый, кто вас встретит, должен увидеть Иисуса, встретить Иисуса в вас». Слова Учитель и ученик встречаются в Новом Завете 225 раз. Давайте вернемся во времена Христа и попытаемся услышать это слово таким, каким оно сходило из уст Иисуса. В современном мире слово «учитель» понимается совсем не так. Ранее за словами «учитель» и «ученик» стояли гораздо более глубокие и важные отношения. Отношения в современной школе совершенно другие. В прошлом такие отношения более напоминали отношения между матерью и дочерью или отцом и сыном. Во времена Христа у евреев отношения между сыном и отцом были очень глубокими, очень важными. Еврей уважал своего отца, повиновался отцу, почитал отца, брать пример с отца. Почему? Да потому, что отец дал ему жизнь. Учитель-иудей давал своему ученику секрет хорошей жизни. Он не учил истории, математике, какой-либо другой науке, он не учил языку или литературе. Он учил, как жить, как прожить хорошую жизнь. Таким образом, для иудея, жившего во времена Христа, его учитель был даже важнее собственного отца. Отец и мать дали ему жизнь, но его учитель раскрыл ему секрет, как прожить достойную жизнь. И для иудея прожить жизнь хорошо было важнее, чем просто жить. Во времена Христа, когда учитель звал ученика словами: «Идем! Следуй за мной!» он фактически говорил: «Идем! Раздели мою жизнь! Живи со мной! Живя со мной мою жизнь, ты научишься, как прожить хорошую жизнь». Сегодня мир нуждается в таких уроках. Люди не знают, как жить. Они учатся жизни у Голливуда, а Голливуд учит, как пить и принимать наркотики, как можно пожениться и развестись восемь раз, раз зарабатывать деньги и предаваться разврату. Но Голливуд не знает ничего о хорошей жизни.
«Приди и следуй за Мной!» - жизнь Иисуса Христа была шедевром жизни. Это была самая прекрасная, самая замечательная, самая восхитительная из всех жизней. Этому учит Иисус. Европа сегодня говорит, что ей не нужен Иисус. У людей есть деньги. Но разве деньги гарантируют хорошую жизнь? Многие богатые люди заканчивают жизнь самоубийством, или пьют и принимают наркотики, или ищут помощи психиатра. Это происходит от того, что они не усвоили важнейшего из когда-либо преподанных уроков, урока Иисуса. Если кто-то во времена Иисуса слышал призыв «приди и следуй за мной», то для него это означало подражать образу жизни учителя. Ученики оставляли дома, семьи и жили с учителем. Они становились слугами учителя. Пойдите в современный университет и поговорите со студентами. Спросите их, кем они учатся быть. Они ответят, что учатся, чтобы стать доктором, юристом, ученым, бизнесменом и т.д. Кто вам скажет, что учится для того, чтобы стать слугой? Но во времена Христа ученики желали стать слугой учителя. Почему? Если они убирали дом учителя, то могли увидеть, в каком доме учитель живет, как он относится к стяжанию богатства. Если ученик будет стирать и чинить одежду учителя, то он увидит, что это за одежда. Может она вся из Парижа и на ней ярлыки известных дизайнеров? Если ученики будут готовить учителю пищу, то они увидят, насколько это важно для учителя есть только лучшую пищу и обедать только в лучших ресторанах. Если ученики будут прислуживать учителю за столом, когда он ест вместе с гостями, то они будут внимательно слушать, чтобы научиться, как разговаривать с людьми. Это все и является уроками. Насколько важно для учителя богатство мира сего? Пребывая в мире, люди готовы убить, ограбить, нанести любой вред других, что завладеть богатством мира сего. Обычные составляющие жизни, нормальный образ действия – это то, чему мы учимся у учителя. Давайте вспомним Рождество 1999 г. Я живу в Вашингтоне. Вашингтонская городская газета называется «Вашингтон пост». Каждый год перед Новым годом на передовице печатает список того, что будет очень популярным в следующем году и список того, что будет непопулярно. Этот список называется «В игре и вне игры». Давая прогноз на 2000 г., газета обозначила 10 пунктов, которые будут популярными, будут «в игре». И десятым пунктом значились буквы «WWJD» (What would Jesus do? (англ.)). Молодые люди носили эти буквы на ремнях, браслетах, головных уборах, майках. Эти буквы – первые буквы из английских слов фразы «Чтобы сделал бы Иисус?». Что же за мудрость в этих словах? Они исходили не от стариков, а от молодежи. Эти четыре простых слова – вся книга морального богословия. Основатель моего ордена – доктор морального богословия. И он писал книги о том, как жить, о жизни хорошей и плохой. А молодые люди уместили всю теологию в четыре слова – «что сделал бы Иисус?».
Молодой человек идет по улице. Он проходит мимо магазина «Книги для взрослых». На самом деле это магазин, где продается порнография. Это книги для незрелых, для тех, кто никогда не вырастет. Человек проходит мимо, видит вывеску «Книги для взрослых» и думает: «Может, я войду и посмотрю, что там». А там он видит эти безобразные журналы и книги. И он задается вопросом: «Что бы сделал Иисус?». Пошел ли бы я за Иисусом в этот магазин? Зашел ли бы Иисус когда-нибудь в этот магазин? И ты знаешь ответ. Вот тебе ответ, что делать, если ты ученик, а Иисус – твой учитель. Но если ты делаешь то, что, как ты знаешь, Иисус не сделал бы никогда, то не называй себя истинным учеником. Учитель руководит, а ученик должен следовать за ним. В Библии есть удивительная история об учителе и ученике. Это история Елисея и Илии. Илия встретил Елисея и возложил на него свою милоть. Это был способ призвания учеников. Библии сказано, что Елисей встал, пошел за Илией и служил ему, стал его слугой. Так он смог научиться говорить, есть, одеваться, относиться к собственности.
Вы когда-нибудь видели фильм о жизни Иисуса Христа? Есть прекрасный фильм Франко Дзеферелли «Иисус из Назарета» или более современный фильм «Страсти». Оба фильма прекрасны, но в них есть ошибка. В фильмах вы видите учеников, которые идут по Галилее за Иисусом, а Петр и Иоанн идут рядом Ним. Они никогда не шли рядом! Никогда! Они были Его учениками! Они шли по его следам. По тому, как они шли, было ясно, кем они являются. Иисус был Учителем, а они Его учениками, следовавшими за Ним. Если бы во времена Христа у вас был бы учитель, и учитель вошел бы в двери, то вы должны были бы встать. Если бы учитель говорил, то вы должны были бы молчать и слушать. Было много разных способов, которые демонстрировали бы отношения между вами и вашим учителем. Сегодня мы иногда обедаем в ресторане. Мы закроемся меню и тихонько перекрестимся, надеясь, что никто не видел. А что плохого, если люди увидят, что мы последователя Человека Креста? Во времена Христа ученики всем демонстрировали, что они ученики.
Как же во времена Христа учителя говорили с учениками? Как говорил Иисус? Разве Он был неуверен, просил сделать Ему одолжение? Учитель всегда учил со властью. Разве не говорили об Иисусе, что никто не говорил так, как Этот Человек. Он говорил с такой властью, что даже злые духи повиновались Ему. Если Он говорил «следуй за мной», то Он даже не позволял вернуться и попрощаться с родителями, похоронить отца. Разве Он не говорил, что положивший руку на плуг не должен оборачиваться назад? А тот, кто оборачивался, был недостоин называться Его учеником. Разве Он не говорил рыбакам оставить лодку? Разве Он не сказал Матвею оставить стол с деньгами? Разве Он не сказал приготовь вечерю, приведи осла, переправься на другой берег озера, иди за Мной в Иерусалим, куда Я иду умереть за тебя.
Теперь послушайте одну важную вещь. Если я являюсь истинным учеником, то слова учителя оставляют мне только одну возможность. Нам бы хотелось иметь несколько возможностей. Но когда учитель говорит, то у нас есть только одна возможность - повиноваться.
Являюсь ли я настоящим учеником? Я хочу вспомнить слова Иисуса, обращенные к нам. Он сказал нам прощать. Сколько раз Он сказал это? Сколькими словами Он сказал это? Сколько притчей Он рассказывал о тех, кто не прощает? Возьмем, к примеру, притчу о блудном сыне, где старший брат не мог простить младшего. Или притча о слуге, которому было прощено, но который не простил. Наш Отец прощает нам так, как и мы прощаем. А что же случается, если кто-то обижает нас? В каждом приходе есть очень набожные люди, которые постоянно молятся на розарии и навенны. Но если кто-то их обидит, то они не могут простить. И это наиболее распространенный грех среди самых набожных людей. Если сказать им, что нужно простить, то они ответят: «Ты не знаешь, как меня ранили». Если бы вам этого не сделали, то и прощать было бы нечего. Тот факт, что вас [серьезно] обидели не является оправданием непрощения. Иисус умер, простив тех, кто прибил его к Кресту. А Он наш Учитель жизни. Таким образом, вы должны прощать. Когда Иисус учил этому, то Петр огорчился и спросил, сколько раз нужно прощать. Семь? И Иисус ответил: «Нет, но семьдесят раз по семь».
Являюсь ли я истинным учеником? Слушаюсь ли я Учителя? Когда некоторые люди слышат это, то им не нравятся такие отношения. Он говорит, приказывает, а я должен повиноваться. Такие отношения кажутся слишком холодными и формальными. Но разве отношения между Иисусом и Его учениками были холодными и формальными? Разве Иисус не спрашивал у Петра, любит ли он Его? Разве Иоанн не клал голову на грудь Христа? А отношения между Илией и Елисеем? Илия собирался покинуть этот мир. Они не знали, как попрощаться. Это было слишком больно. Илия сказал: «Оставайся здесь, а я пойду в Вефиль». А Елисей ответил: «Не оставлю тебя». Тогда пришли сыны пророков из Вефиля и сказали ученику: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею?». И ученик ответил: «Я также знаю, молчите» (4 Цар 2,3). Вы видите, как они любили друг друга и как близки они были даже при условии, что учитель приказывал, а ученик повиновался. Таковы ли наши отношения с Христом? Они теплые и исполненные любви? Иисус говорит нам, что не называет нас Своими слугами, но называет друзьями. И ими мы должны быть.
Как учитель учит своих учеников? Как матери учат своих дочек? Разве мать говорят дочери, чтобы та шла на кухню и приготовила ужин? Или же мать говорит, чтобы дочка шла с ней на кухню и помогла ей готовить ужин? У Иисуса была [особая] миссия. И это была миссия любви. Его миссия состояла в том, чтобы в любви спасти весь мир. Разве Он сказал кому-либо: «Иди и спаси мир»? Или же Он сказал: «Иди и трудись со Мной, чтобы спасти весь мир»? Иисус сегодня вечером может передвигаться среди звезд в небесах. И каждая звезда может говорить: «Иисус Христос – Господь». Было прекрасно, если бы так было. Но если бы Он все сделал Сам, то как бы мы научились у Него любить? Вместо этого Он говорит: «Приди и трудись со Мной в деле любви. И трудясь со Мной для спасения мира, ты научишься любить». Мы трудимся с Христом, живем с Христом, мы следуем за Христом и, таким образом, мы учимся быть подобными Ему. Его жизнь – шедевр жизни.
Теперь обратимся к следующему вопросу. Чего это стоит, быть настоящим учеником? Я точно назову вам цену. Это будет стоить вам всего. Всего! Если кто-нибудь придет и скажет, что он мессия, Христос и потребует 99 %, то он ненастоящий Христос, потому что он позволит вам быть богом и господином в оставшемся 1 %. Если вы скажете Христу, что отдаете Ему 99 %, то вы богохульствуете, поскольку вы провозглашаете себя господином и учителем того самого оставшегося 1 %. Но Иисус – Господь! Иисус – Учитель! Иисус – наш Царь и Бог! И мы должны отдавать Ему все 100 %, не оставляя себе и самой малости.
В Карибском море есть маленький красивый остров под названием Сан-Томас. Однажды на этом острове я говорил эту проповедь. Среди слушавших был один богатый человек, владевший тремя аптеками. После проповеди он сказал мне: «Спасибо, отец. Пока я не услышал эту проповедь, я думал, что должен отдавать Иисусу только десятину». Этот хороший человек никогда не был женат. Однажды он пришел к епископу и сказал, что он чувствует, что должен быть постоянным дьяконом. Епископ знал его как хорошего человека. И он отказал. Вместо этого он пообещал, что устроит его в семинарию, и он будет не постоянным дьяконом, а священником. В 56 лет этот человек пошел учиться в семинарию, в 62 года он стал священником, а в 68 он стал новым епископом этих островов. Я был на его рукоположении. Этот человек и сейчас жив и является моим большим другом. Он научился тому, что Иисус Христос – Господь.
И еще один вопрос. Ученик учится у учителя секрету хорошей жизни. И что же это за секрет? Давайте вернемся к истории об Илии и Елисее. Илия – человек с большой властью. Он мог воскрешать мертвых. Он мог взять немного муки и масла и кормить этим женщину и ее сына весь год. Он мог ударить своей милотью по водам Иордана, и воды расступались, а он посуху переходил реку. И, поскольку он уходил [на небеса], он спросил своего ученика, чего тот хочет, чтобы он сделал ему. Чего бы вы попросили у Иисуса? Некоторые просят хорошее здоровье, хорошую работу, хорошие деньги, не рубли и не доллары, а евро. Люди просят разрешить их проблемы. А что же ученик Елисей попросил у своего учителя Илии? Он попросил, чтобы дух, который есть в его учителе, был в нем вдвойне. Илия ответил Елисею: «…трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» (4 Цар 2,10). Увидел ли Елисей вознесение Илии на огненной колеснице? Да! И что он сделал? Он пошел и подобрал милоть, которая упала у Илии. Он пошел с этой милотью к рекам Иордана и сделал то же самое, что и его учитель. Он ударил по воде, и вода расступилась! И Елисей посуху перешел Иордан. Его увидели сыны пророков Иерихона. Они увидели ученика, который шел путями своего учителя. Они воскликнули: «Воистину опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар 2,15).
Являемся ли мы учениками Христа? Он спросил нас, чего мы хотим от Него? [Он сказал]: «Проси у Меня всего, чего ни пожелаешь, и Я дам тебе». И о чем же мы молимся? О деньгах, здоровье, власти, красоте. Иисус особо пообещал нам то, что Илия дал Елисею. А Илия отдал Елисею свой дух. Это пообещал Христос дать нам. И это то, о чем многие католики никогда не молятся. Это самое важное, о чем только можно попросить – о духе Учителя! А что это за дух? Этот дух и есть секретом хорошей жизни. На Тайной Вечере Иисус снимает Свою одежду и опускается на колени к ногам учеников. Он Учитель, а они ученики. Они служат Ему. Но теперь Он собирается послужить им так, как они никогда не служили Ему. Во времена Христа было отличие между отношениями учителя и учеников и отношениями римлянина и рабов. Ученики не несли обуви учителя и не мыли учителю ног. Так можно было отличить учителя с учениками от римлянина и его рабов. Но Иисус опустился на колени, чтобы умыть ноги Своим ученикам. Теперь вы понимаете, почему Петр был так растерян? А Иисус сказал ему, что если не умоет его ног, то он не Его ученик. А затем Иисус встал и раскрыл секрет хорошей жизни, суть христианства. Он сказал, что поступая, как Он, можно стать Его учеником. Секрет хорошей жизни заключается в том, чтобы не быть тем, кому служат, но тем, кто служит.
Мне было тяжело приехать в Беларусь, у меня были трудности с визой, и я был не уверен, что мне позволят въехать в страну. Но я слуга, ваш слуга. Иисус научил меня быть таким. И моя жизнь прекрасна! Я счастливый человек! Вот чему мы учимся у Иисуса.
Сегодня юноши и девушки вступают в брак, думая о сексе. Такие браки разваливаются. Супруги хотят друг от друга хорошего секса. Но они не умеют отдавать и служить. Каждый хочет, чтобы служили ему, но не хочет служить сам. Они хотят получать, но не хотят отдавать.
Иисус говорит нам идти и приобретать учеников. Большинство христиан, католиков, не понимает, что значит быть учеником и, следовательно, не знает, как приобретать учеников. Иисус ходил по Галилее. Он ходил тайно, окруженный только учениками. Он учил их хорошей жизни. Однажды в пути ученики оживленно говорили между собой, а когда Иисус спросил у них о чем, они не хотели Ему ответить. Они спорили о том, кто займет первое место в Царствии Божием. Каждый хотел услужить себе. Каждый претендовал на первое место. Тогда Иисус поставил перед ними дитя и сказал, что для того, чтобы стать первым, нужно стать слугой для всех, даже для этого маленького ребенка. Христианство и заключается в том, чтобы отдавать, а не брать. Иисус сказал, что Он пришел, чтобы послужить, а не для того, чтобы служили Ему. Это и есть жизнь в изобилии. Это наша жизнь! Когда же мы услышим Его призыв, давайте же сразу, не медля ни секунды, встанем и последуем за Ним! Аминь!