Працяг... 4. Духовная оставленность



В "Правилах распознавания духов" св. Игнатий уделяет духовной оставленности значительно больше внимания, чем духовному утешению, поскольку очень трудно бывает в состоянии духовной оставленности сопротивляться хитростям злого духа и вести себя так, чтобы не только не допустить каких-либо духовных потерь, но и сделать это состояние особым стимулом для духовного роста.

А. Что такое духовная оставленность?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся сначала двумя текстами св. Игнатия: описанием духовной оставленности, приведенным в "Правилах распознавания духов" и фрагментом из уже цитировавшегося письма св. Игнатия к с. Терезе Рейяделл.

"Называю оставленностью все, противоположное утешению, о чем изложено в третьем правиле; а именно — помрачение души, ее волнение, влечение к вещам низким и земным, беспокойство по поводу разных искушений и напастей, побуждающих к неверию, оставление без надежды, без любви; когда душа видит себя вполне ленивой, равнодушной, опечаленной и как будто отлученной от Творца и Господа своего" (ДУ 317).

Несколько более подробное описание оставленности дает отец Игнатий в вышеупомянутом письме. В оставленности "враг терзает нас непрерывно, вызывает тоску, причины которой нам совершенно не понятны. Мы не ощущаем никакого благоговения ни во время молитвы, ни во время созерцания, никакого желания или склонности к беседам о делах Божиих. Но это еще не все, ибо как только враг видит, что мы ослаблены и сломлены этими неприятными переживаниями, он тут же начинает внушать нам мысль, что Бог, наш Господь, совершенно о нас забыл. В такие моменты нам начинает казаться, что мы очень далеки от Господа и что все, что мы сделали или хотели сделать не имеет никакого значения. Так враг хочет довести нас до полной утраты веры".

А вот еще одно описание духовной оставленности, взятое из книги "Через Сына к Отцу" К. Ранера, тонкого знатока Духовных Упражнений: "Всем известно, что в жизни каждого человека наступают периоды спада, охлаждения, сухости; периоды, когда такие понятия, как Бог, вечная жизнь, добродетели: праведность, чистота, справедливость, верность и т.д. становятся далекими, расплывчатыми, они начинают казаться неким излишеством, которое можно позволить себе далеко не всегда. Зато в такие моменты четко и ясно вырисовывается перед человеком то, чего он может достичь на земле: успех, богатство, выгода, возможность удовлетворения всех своих вожделений. И вот уже сладкий дурман овладевает душой и телом, наполняет человека слепой похотью, распространяется на высшие, духовные сферы, прежде чем возникнет вопрос о том, как же реагировать на это изменение внутреннего состояния. Дело в том, что искушение, еще до начала своей атаки, уже скрытно присутствовало в крепости души (как бы имело там "пятую колонну") и уже успело значительно ослабить силу обороны Таково состояние, в котором оказывается человек во время настоящего испытания".

Как об утешении в основном свидетельствуют два переживания: усиление любви к Творцу и свобода по отношению ко всему тварному, так и духовная оставленность в основном характеризуется двумя ощущениями. С одной стороны, человек чувствует свою отдаленность от Бога. Она выражается в отсутствии какого-либо интереса или склонности к делам духовным, в возникновении небрежения в молитве, нежелании говорить или слушать о Боге. Духовная жизнь кажется чем-то просто нереальным или невозможным для осуществления. С другой стороны, возникает сильная тяга к вещам низким и земным. В оставленности воскресают все похоти и страсти человека, о которых так легко забыть в минуты утешения, когда можно поддаться обману и решить, что с ними покончено раз и навсегда. Духовная оставленность разрушает подобные иллюзии и с полным реализмом показывает наше возвращение к старому человеку.

Поскольку в оставленности Бог кажется нам очень далеким, то возникает потребность опираться на что-то реальное, осязаемое. В духовной оставленности возникает совершенно ненасытная жажда потребления в самом широком смысле этого слова, при этом в первую очередь мы стремимся к чувственному потреблению. Противоречия между сферой духовной, с одной стороны, и чувственной, эмоциональной, с другой стороны, рождают внутренний непокой, ощущение вины и апатию.

Св. Игнатий призывает не поддаваться возникающим в такой ситуации мыслям, "ибо как утешение противоположно оставленности, так и мысли, возникающие от

утешения, противоположны мыслям, рождающимся в оставленности" (ДУ 317). Насколько в утешении человек искушается гордыней в делах духовных, настолько в оставленности сатана склоняет его к ложному смирению, которое является всего лишь обратной стороной гордыни. В оставленности "под влиянием различных внушенных нам мыслей мы чрезмерно унижаемся и слишком сильно погружаемся в размышления о нашей ничтожности; так возникает в нас неуверенность и ослабление духа. Поэтому в борьбе так необходима бдительность" (св. Игнатий). Такая бдительность помогает правильно определить, что каким является духовная оставленность.

Б. Необходимость распознавания состояния духовной оставленности.

Согласно св. Игнатию, духовная оставленность является одним из видов действия злого духа, поэтому не следует спокойно дожидаться, пока она пройдет сама по себе, но надо вступать с ней в борьбу. Первой опасностью, с которой встречается человек в духовной оставленности и которой — если хочет одержать победу — он должен избежать, является ослепление переживаемыми эмоциями и идентификация себя с ними.

Сатана стремится в первую очередь к тому, чтобы человек вообще не распознал своего состояния оставленности: "Ты должен довести своего подопечного, — поучает старый дьявол молодого в "Письмах о нравственности" К.С. Льюиса, — до такого состояния, когда он часами будет анализировать свое поведение, не обнаруживая в себе ничего из того, что видно каждому, кто хоть немного прожил с ним под одной крышей или поработал в одной конторе".

Состояние оставленности является очень болезненным переживанием, поэтому нераспознание его приводит к поиску причины своих страданий во внешних обстоятельствах или в окружающих. Именно в оставленности сильнее, чем в другое, время мы склонны к обвинению в своих трудностях других. И очень часто в первую очередь мы обвиняем не людей, а Бога.

В. Чего следует и чего не следует делать в духовной оставленности?

а) "Во время оставленности никогда не нужно делать перемены, но сильно и неуклонно стоять при намерении, которое имелось в день, предшествующий этой оставленности, или во время предыдущего утешения. Ибо как в утешении ведет нас и советами своими направляет дух добрый, так в оставленности — дух злой, коего советы не могут указать пути к какому бы то ни было благому решению" (ДУ 318). В оставленности, когда человек обнаруживает только видимые, внешние причины своего болезненного состояния, у него возникает сильное внут реннее побуждение к совершению поспешных и быстрых перемен без глубокого осмысления происходящего, не советуясь ни с кем. Именно о таких решениях говорит народная пословица: "Что скоро, то не споро". Злой дух, пылающий злобой к людям, знает, "что немного ему остается времени" (Откр 12,12), поэтому так важно ему заставить человека совершить эти перемены под его влиянием. Время сатаны коротко, как короток часто бывает период оставленности, поэтому необходимо вооружиться терпением. В состоянии оставленности совершенно невозможно принять какие-либо правильные решения или сделать верные выборы. Но чем сильнее чувство оставленности, тем сильнее импульс к принятию решений.

б) "Хотя во время оставленности мы не должны изменять наши решения, тем не менее весьма полезно внутренне измениться перед лицом такой оставленности; например, прилежно молясь, размышляя, усиленно испытывая совесть и более усердно предаваясь покаянию"(ДУ 319).

Св. Игнатий призывает к открытой борьбе с оставленностью, но не путем внешних перемен, а преодолевая свое сопротивление молитве и другим духовным занятиям, давая отпор соблазнам, возникающим в оставленности. Мы должны осознавать, что являемся свободными людьми и не должны подчиняться своим страстям и действующему через них злому духу. Большим искушением является согласие с тем, что в состоянии оставленности ничего нельзя сделать. "Никогда не говори: "Нет, я не могу". Скажи Богу: "Ты можешь". Не говори: "Без этого (того, от чего необходимо отказаться) я не могу жить", но повторяй упорно, терпеливо, настойчиво: "Только без Тебя, Боже, я не мог бы существовать" (К. Ранер).

Демон, действующий в нас во время такого непокоя, часто "изгоняется только молитвою и постом" (Мф 17, 21), поэтому св. Игнатий призывает нас к продолжительной молитве, внимательному испытанию совести, а также к более усердному покаянию. Пока мы видим, что "не можем избавиться от какой-либо грешной привязанности", будем молиться долго и горячо, помогая молитве постом и милостыней, а Иисус даст нам почувствовать — то, чего не могут люди, может благодать Божья, действующая в нас.

Вот к какой молитве призывает нас К. Ранер во время оставленности: "Когда внутри нас, в нашем теле возникает искушение слабости, похоти, трусости, ненависти, мстительности, неверия, слепого эгоизма, вспыльчивости то одновременно с этим мы чувствуем нечто наиболее внутреннее, некий последний оплот, который не сдается в плен искушению, разве что мы сами откроем ворота крепости. И это самое сокровенное в нас начинает взывать — страшно, настойчиво, будто охваченное смертельной тревогой, начинает кричать к Богу с гневом, наперекор собственной плоти и соблазненной душе".

в) "Пребывающий в оставленности, пусть думает, что Господь, испытаний ради, предал его естественным или природным его силам, дабы сопротивлялся разным побуждениям и искушениям врага; ибо сопротивляться он может с помощью Божией, которая никогда его не оставляет, хотя он ее ясно не чувствует, так как Господь отобрал у него великое рвение, большую любовь и сильную благодать, оставляя, однако, благодать, достаточную для вечного спасения" (ДУ 320).

Игнатий не хочет, чтобы человек стал жертвой своей оставленности, поэтому он призывает его к сильной вере и доверию действию Бога в человеке. Христианин никогда не должен терять надежду, поскольку надежда является одним из главных даров нашего христианского пребывания в Боге.

В состоянии оставленности нас со всех сторон как бы окружает стена невозможности. Но ведь эта "стена невозможности" постоянно возникает перед человеком на протяжении всей истории спасения. Перед стеной невозможности стоял Авраам, когда Бог приказал ему принести в жертву сына; перед стеной невозможности стоял весь народ израильский у Красного моря; перед ней стояли пророки и даже сам Христос, Сын Божий. Когда мы сталкиваемся с ситуацией, неразрешимой с человечес кой точки зрения, не достаточно верить в то, что Бог может все. Наша вера должна выражаться в очень конкретном внутреннем убеждении, что чудо духовного преображения возможно и в нашей жизни.

Игнатий напоминает нам, что даже если Бог лишает нас сильной любви к Себе и людям, рвения в духовных делах, Он все-таки дарует нам благодать, достаточную для вечного спасения. Мы никогда не остаемся совершенно беззащитными перед злом, которое проявляет себя в оставленности.

г) "Пребывающий в оставленности должен прилагать усилия к тому, чтобы сохранить терпение, так как оно противостоит грядущим напастям, и помышлять о том, что вскоре будет утешен, если всеми своими силами будет бороться с оставленностью" (ДУ 321). В оставленности мы должны быть терпеливы. Св. Игнатий прекрасно знает, что это нелегко, поэтому он призывает нас сопротивляться всему тому, что мы переживаем во время оставленности. Лукавство сатаны состоит в том, что он убеждает человека, будто такое состояние будет продолжаться бесконечно, поэтому св. Игнатий, предостерегая от этого искушения, призывает верить в то, что вскоре придет утешение. В оставленности человек должен "возноситься через истинную веру и надежду на Господа, припоминая все полученные от Него милости и Его великую любовь" (св. Игнатий).

Г. Причины духовной оставленности.

В "Правилах распознавания духов" св. Игнатий подчеркивает, что "есть три главные причины, в силу которых мы впадаем в оставленность.

Первая (является наказанием): ибо мы бываем холодны, ленивы и небрежны к своим Духовным Упражнениям, и так по нашей вине удаляется от нас духовное утешение" (ДУ 322). Во время оставленности необходимо искать истинные причины своего внутреннего состояния. Во-первых, надо выяснить, не находится ли причина в нас самих: в нашей сосредоточенности на своих потребностях и Желаниях, в отсутствии молитвенного усердия, искренней преданности Богу. Невозможно ощутить духовное утешение, если вся жизнь человека основывается на эгоизме. Сердце плотское неспособно принять дары духовные.

Причиной оставленности может быть также какая-то внутренняя проблема, которой человек не хочет касаться и которую не хочет решить. Этим может воспользоваться сатана, продлевая и углубляя состояние оставленности. У каждого человека есть какое-то слабое место, но дело не в том, что его надо немедленно ликвидировать, поскольку это чаще всего невозможно, но в том, чтобы положительно переживать его существование, чтобы не стало оно местом обитания и действия злого духа. Свои проблемы и болезненные места надо осветить с помощью Слова Божьего и мудрого духовного руководства, открыть для действия Духа Святого, призываемого молитвой. Тогда, даже будучи очень серьезными, они станут особым местом действия Божьего милосердия, а не источником уныния и духовной оставленности. Если бы мы не хотели прикоснуться к нашим болезненным местам и не стремились бы посмотреть на них в новом свете, то никогда не избавились бы от состояния оставленности.

Вторая причина оставленности (испытание): "Богу угодно, чтобы мы испробовали свои силы: чего мы стоим и далеко ли продвинемся в Его служении и восхвалении, будучи без помощи обильных утешений и великой благодати" (ДУ 322).

Время оставленности не будет потерянным временем для духовной жизни, если человек будет стараться преодолеть свое состояние. В минуты оставленности человек должен возрастать в своем преклонении перед Богом и углублении духовной жизни.

В оставленности мы склонны концентрироваться на себе и сетовать на свое тяжелое состояние, поэтому св. Игнатий призывает нас к переживанию своих ощущений в свете веры. Состояние оставленности — это испытание, которое показывает степень нашего доверия Богу, которое прекрасно раскрывает недостатки нашей веры. Одной из самых серьезных опасностей в духовной жизни, которой очень часто подвергаются неофиты, является ожидание удовлетворения от своих духовных усилий и достижений.

Не всегда удовлетворение собой является знаком успешного внутреннего продвижения вперед, как не всегда недовольство собой является признаком неудачи Необходимо научиться отличать истинную ценность какоголибо жизненного опыта от ощущений, которые могут быть с ним связаны. Глубокий смысл наших переживаний может открыться нам только спустя многие годы. Но в любом случае Бог требует у нас принятия пути, по которому Он ведет нас.

Третьей причиной духовной оставленности св. Игнатий считает (поучение): "желание Бога, чтобы мы получили точное и истинное познание и осведомление и внутреннее чувство того, что не в наших силах обрести или удержать: большую набожность, напряженную любовь, слезы или какое бы то ни было духовное утешение, но что все это дар и милость Господа, Бога нашего; и чтобы мы не строили себе жилище у другого, и не возносились умом, впадая в гордыню или тщеславие, приписывая себе набожность или прочие следствия духовного утешения" (ДУ 322). Через оставленность Бог хочет научить нас, что все является благодатью, данной нам даром, что в духовной жизни мы ничего не берем сами, но все получаем. Поэтому наша молитва постоянно должна переходить от просьбы к благодарению.

Именно в состоянии духовной оставленности мы лучше всего понимаем, что являемся не наемными рабочими, ожидающими платы за труд в виде утешения и хорошего настроения, но преданными, хотя и нерадивыми слугами. Не надо бояться оставленности, потому что тем, кто действительно любит Бога, все содействует ко благу, способствует духовному росту.

У человека переживания радости и печали тесно переплетены между собой. Поиск равновесия и духовной гармонии основывается на релятивизации переживаний как величайших утешений, так и самых тяжелых духовных и физических страданий. Внутреннее самообладание, сохранение душевного равновесия (не путем подавления чего-то, а только через доверие Богу) в разных ситуациях является важным средством продвижения к зрелой вере, с которой связана зрелая эмоциональность.



5. Тактика действия злого духа



В трех последних правилах распознавания духов св. Игнатий дает нам критерии, благодаря которым мы можем различить способы действия злого духа.

А. Во-первых, автор "Упражнений" сравнивает действие злого духа с поведением женщины определенного типа — алчной, страстной, жадной до власти. Это сравнение св. Игнатий использовал не потому, что негативно относился к женщинам, но потому, что внимательно наблюдал жизнь. "Враг наш похож на женщину, ибо проявляет слабость, когда мы оказываем сопротивление, и силу, когда предоставляем ему возможность действовать. Действительно, это свойство женщины, когда она ссорится с мужчиной, то падает духом и убегает, если мужчина оказывает ей решительное сопротивление; и наоборот, если мужчина начинает падать духом и обращаться в бегство, гнев, месть и злоба женщины становятся неистовы и безмерны.

Подобным же образом и нашему врагу свойственно ослабевать, падать духом и отступать со своими искушениями, когда совершающий духовное делание решительно противостоит его искушениям, совершая противоположное его наущениям. И напротив, если упражняющийся начинает в искусительной брани страшиться и падать духом, тогда на земле нет более жестокого зверя, чем враг рода человеческого, который с великим лукавством тщится исполнить свое проклятое намерение" (ДУ 325).

Автор "Упражнений" хочет сказать нам этим, что человек должен решительно и однозначно вести себя по отношению к злому духу. Малейшая нерешительность и заминка будет использована сатаной, чтобы свернуть человека с прямой дороги Характерной чертой каждого искушения является состояние внутреннего замешательства, двусмысленности, сомнения, неясности Человеческая страсть "любит" нерешительность и неуверенность.

Опираясь на собственный опыт, мы можем подтвердить, что отсутствие решительности, внутренней ясности во время искушения не раз было началом совер шенного греха. Чем нерешительней человек, тем сильнее злой дух. Когда человек ведет себя решительно и твердо, пребывает в Боге, искушения злого духа теряют силу и привлекательность.

Б. В очередном правиле распознавания духов св. Игнатий как бы для равновесия сравнивает действие сатаны с поведением мужчины: "Кроме того, он действует подобно соблазнителю, таится и не желает быть обнаруженным. Действительно, соблазнитель, который злонамеренными словами прельщает некую дочь почтенного отца или супругу хорошего мужа, желает, чтобы его слова и уговоры оставались в тайне. И наоборот, он проявляет великое неудовольствие, когда дочь отцу или супруга мужу открывает его соблазнительные речи и превратные намерения, так как без труда понимает, что уже не сможет завершить начатое дело.

Подобным же образом, когда враг человеческого рода внушает праведной душе свои хитрости и наущения, то и желает, и алчет того, чтобы она принимала и сохраняла их в тайне. Но когда она открывает их просвещенному духовнику или иному духовному лицу, знающему его хитрость и злобу, то это ему весьма не нравится, так как понимает, что не сможет завершить начатое злодеяние, потому что его хитрости стали явными" (ДУ 326).

Мы должны раскрыть действие злого духа перед Церковью: исповедником или духовным наставником, если хотим быстро и успешно с ним справиться. Открываясь перед духовным наставником, мы начинаем ясно видеть свою ситуацию. Св. Игнатий горячо верил, что через открытость человека перед представителем Церкви особым образом действует Бог.

В первую очередь духовному наставнику следует говорить о том, что — подчиняясь первому импульсивному порыву — хотелось бы "любой ценой" скрыть; сначала надо раскрыть то, чего больше всего боишься и стыдишься. Чем меньше духовный опыт человека, чем меньше он знает самого себя, тем больше необходима открытость и искренность перед духовным отцом приводит к тому, что, как говорил св. Игнатий, он не может завершить начатых злодеяний.

Но духовное руководство может осуществляться только в атмосфере взаимного доверия, когда существует стремление "истолковывать в положительном смысле высказанное суждение скорее, нежели осуждать его" (ДУ 22). Необходимо осознавать, что реакцию наставника на исповедь мы воспринимаем через призму своих неупорядоченных, но сильно укорененных внутренних установок моделей поведения. Если мы чего-то не поняли или что-то нас задело, надо прямо и смиренно просить о более подробном разъяснении. Св. Игнатий в письме к с. Терезе пишет, что охотно выполняет ее просьбу и готов откровенно сказать все, что он думает о ее внутренней ситуации, но перед этим он должен предупредить: "... если что-то покажется Тебе слишком резким, будь уверена, что эта резкость относится к тому, кто вызывает в Тебе замешательство, но не к Тебе лично".

Для того, чтобы познать себя, необходима помощь наставника. Как никто из нас не может увидеть своего лица без помощи зеркала, так никому не удастся разобраться в своей духовной жизни без помощи другого человека. Только основательное духовное руководство дает нам внутреннюю уверенность в себе, в том, что нами руководят не какие-то неупорядоченные, подсознательные внутренние импульсы, но благодать, дарованная нам Богом через Иисуса Христа.

В. В последнем правиле, говорящем о действии злого духа, св. Игнатий обращается к своему многолетнему опыту солдатской службы у герцога. "Кроме того, враг ведет себя как некий вождь на войне, желающий победить и ограбить какой-нибудь город. Ибо как вождь и предводитель войска, начиная осаду, стремится узнать силы и план осаждаемого места и ведет приступ с более слабой его стороны, так и враг человеческого рода обходит душу, выслеживает со всех сторон ее добродетели, богословские, основные, нравственные, и с которой стороны находит нас ослабленными и более лишенными оружия для нашего спасения, с той стороны и нападает и старается одержать победу" (ДУ 327).

В духовной борьбе не мы выбираем поле боя и вооружение, злой дух атакует первым с самой слабой стороны с помощью самого эффективного оружия. Необходимо очень хорошо знать себя, свои слабости, особенно слабость веры, чтобы всегда быть во всеоружии ("начеку").

Распознавание духов — это постоянный поиск и выбор того, что дает нам сам Бог, который хочет, чтобы мы жили, и жили счастливо.

В Книге Второзаконие читаем: "Смотри! Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я заповедую тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, чтобы жить и размножаться, и благословит тебя Господь Бог (...) Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишься, и станешь поклоняться другим богам и будешь служить им: то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете.(...) Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал гласа Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя" (Втор 30,15-20).

Давайте внимательно сопоставим наши реакции в моменты утешения и оставленности с тем, что открывает нам св. Игнатий, и таким образом, будем учиться тонко чувствовать то, что хочет сказать нам Господь Бог через смену наших чувств, переживаний, настроений.

Источник: Йозеф Августин SJ, По великой милости Твоей, Кайрос 1994.